Официальный веб-сайт министерства культуры русской федерации — малый эрмитаж, 1764 — 1775 гг., арх. валлен-деламот ж.-б., арх. фельтен ю.м., 1840 — 1844 гг., арх. стасов в.п., 1850 — 1858 гг., арх. штакеншнейдер а.и. | ТермоКоннект

Малый Эрмитаж — монумент архитектуры, входящий в музейный комплекс Муниципального Эрмитажа, построен в 1764-1775 годах конструкторами Ж.Б. Валлен-Деламотом и Ю.М. Фельтеном.

Корпуса строения, выходящие на Дворцовую набережную и Миллионную улицу, являются связывающим звеном меж барочным Зимним дворцом и монументами классицизма — Огромным и Новым Эрмитажем. Своё заглавие Малый Эрмитаж получил благодаря привычке Екатерины II устраивать тут спектакли и увеселительные вечера — малые эрмитажи.

В 1762 году даётся указание разобрать ветхие дома Головина и Крюйса, а на их месте возвести конюшни для рейторских лошадок, сараи для карет и дровяной двор. Но согласно проекту Франческо Растрелли Зимний дворец был должен иметь широкий обзор в том числе и с восточной стороны. Зодчий всё же представил собственный проект новых сооружений, но его реализация затянулась. Строительство строения грядущего Малого Эрмитажа, также параллельно расположенных корпусов конюшни и Манежа с флигелем началось только в 1764 году под управлением Ю.М. Фельтена. Ядром композиции был должен стать «Тепличный дом» — павильон, выходящий на Дворцовую набережную, с простирающимся от него на юг висящим садом. Но первой была построена южная часть Висящего сада с павильоном, выходящим на Миллионную улицу («Южный павильон»). В 1769 году достраивают и Северный павильон (проект разработал Ж.Б. Валлен-Деламот), причём в павильоне был установлен подъёмный стол и сделаны особенные залы для проведения «Эрмитажей» (отфр. ermitage — место уединения). Строй и работы по отделке были окончены в 1775 году с постройкой боковых галерей.

История сотворения Малого Эрмитажа началась с задумки так именуемого «Тепличного дома» с Зимним садом снутри с экзотичными растениями, где жили птицы и маленькие зверушки. Но, проект этого павильона длительно не был утверждён и потому первой начали строительство южной части Висящего сада. Только в марте 1768 года в Москву, где тогда находилась Екатерина II, была выслана древесная модель «каменной оранжереи» на апробацию и возвращена с замечаниями для конструктора Фельтена.

С видом на Неву разместились зал и два кабинетика по сторонам его. Именном в восточном находился подъёмный стол, который сервировался в первом этаже строения и средством подъёмного механизма оказывался в зале (наподобие сохранившегося механизма вцарскосельском Эрмитаже). Несколько позже заглавие «Эрмитаж» и утвердилось конкретно за этим зданием (от фр. ermitage — место уединения). Тут после дневных хлопот в кругу немногих близких людей (менее 15 человек) императрица обожала уединиться, поиграть в карты, отобедать. Но наибольшим сокровищем Эрмитажа стали картины и статуя, приобретаемые Екатериной II, ставшие основой коллекции грядущего музея. Стенки всех помещений были украшены картинами в несколько ярусов.

В южной части павильона, где сейчас в полу расположена копия древней мозаики, находился зимний сад, в центре которого стояла скульптура. На балюстраде верхнего яруса сада в декоративных кадках красовались померанцевые и миртовые деревья. Наличием зимнего сада и разъясняется первоначальное заглавие павильона — «Оранжерея», как числится в архивных документах. Убранство интерьеров дополняли хрустальные люстры.

Фасад, запроектированный архитектором Валлен-Деламотом, отличает достояние и утончённость строительных форм ранешнего классицизма. Два верхних этажа декорирует портик из 6 коринфских колонн и 2-ух скульптур — статуй Флоры и Помоны. Завершает здание аттик с скульптурной группой. В Северном павильоне Малого Эрмитажа находится Павильонный зал, сделанный в 1850-х годах А.И. Штакеншнейдером. Там же на данный момент находятся именитые часы «Павлин».

Выходящий на Миллионную улицу Южный павильон Фельтен решил, соединив уходящее в прошедшее барокко и нарождающийся классицизм. Отделка нижнего этажа повторяет мотивы обработка фасада Зимнего дворца. Два последующих этажа конструктор расчленил пилястрами и украсил барельефными панно. В 1840-1843 годах В.П. Стасов надстроил четвёртый этаж.

Ещё до возвращения из Москвы императрицы Екатерины II в 1763 году было дано указание о постройке при новеньком дворце Висящего сада. В 1764 году начались в спешном порядке работы по строительству этого уникального сооружения и уже в 1766 году в построенной южной части были высажены деревья и кусты. С 1769 года по краям сада начинают строить картинные галереи. Планировка сада определялась конфигурацией нижележащих помещений — сараев для хранения дров. В 1841 году эти сараи и сам сад были перестроены Василием Стасовым .

В 1840-х годах в период реконструкции Малого Эрмитажа конструктор Василий Стасов перестраивает помещения, находящиеся под Висящим садом. Тут, меж Южным и Северным павильонами возникают Манеж, конюшни и каретный сарайчик. Поновой возводятся опорные каменные аркады на массивных столбах, совершенствуются своды перекрытий над залами. В Манеже большепролётные своды опираются на массивные столбы, по периметру в уровне антресольного этажа устроена галерея. В конюшнях своды опираются на гранитные колонны. Во вновь устроенных подвалах располагают прогрессивную систему отопления — Аммосовские печи. Тёплый воздух также поступал в шанцевые своды, которые были запроектированы меж сводами перекрытий нижнего этажа и Висящим садом. Строится уникальная система канализации, которая в 1870-х годах совершенствуется Штакеншнейдером. В конюшнях были установлены поилки для лошадок по проекту Монферрана.

В 1931 году администрация Эрмитажа, пытаясь решить денежные затруднения, сдала в аренду конюшни и Манеж Кавалерийской школе Осоавиахима. В период 1938 — 1940-х гг. основным архитектором Эрмитажа А.В. Сивковымведётся реконструкция Манежа и конюшен под выставочные залы. Также в центре устраивается сквозной проход на уровне антресоли нижнего этажа, который через новые галереи-переходы позволил связать 1-ые этажи Зимнего дворца (через зал Старого Египта) и Нового Эрмитажа. Переходы меж зданиями имеют сплошное остекление с 2-ух сторон и довольно наряженный классицизированный вид. Тёмная галерея-переход в Малом Эрмитаже оформлена очень лаконически. Пол перехода набран из цементных плиток 2-ух цветов, гладкие стенки с лёгким карнизом, на который опираются своды, покрыты краплаком. Двери изготовлены из красноватого дерева и ведут на балконы, откуда раскрывается вид на вновь устроенные залы. Пол в этих залах изготовлен наливным, мозаичным. Ворота конюшен были демонтированы, также отчасти изменены сами проёмы нижнего этажа. Сейчас тут располагается хранилище музея, но согласно юбилейным планам на 2014 год, залы всё же воспримут гостей, а хранение переедет в Старенькую Деревню.

Проект переустройства Манежа и конюшен. 1940 г.          

Ю. Фельтен. Продольный разрез Малого Эрмитажа. 1767 г. Вид с Дворцовой набережной Вид с Дворцовой площади Кабинет Кваренги Северный кабинет Висящий сад Часы «Павлин»