оглавление »  Раздел 4

СИСТЕМЫ ФОТОЛЮМИНЕСЦЕНТНЫЕ ЭВАКУАЦИОННЫЕ(ГОСТ Р 12.2.143-2009)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на фотолюминесцентные эвакуационные системы (далее – ФЭС) и элементы системы, в том числе планы эвакуации, устанавливает требования к ФЭС, процессам её проектирования, монтажа и технического обслуживания.

ФЭС является автономной, самостоятельной системой безопасности, которая применяется в целях организации управления движением людей по эвакуационным путям для уменьшения времени эвакуации и информирования о структуре путей эвакуации, правилах поведения в условиях ограниченной видимости (сумерек, задымления, тумана и т.п.) или полной темноты (аварийного отключения освещения), при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации (пожара, аварии, стихийного бедствия, катастрофы, совершения террористического акта и т.п.), вызывающей необходимость безопасной эвакуации и спасения людей.

ФЭС устанавливают и применяют:

Настоящий стандарт не распространяется на:

Настоящий стандарт устанавливает:

Требования безопасности установлены в разделе 8.6.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартам. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. аварийный выход: Дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасания людей, но не учитываются при оценке соответствия необходимого числа и размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов, и которые удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.

3.2. дальность зрительного восприятия, дальность восприятия: Расстояние от наблюдателя до поверхности элемента ФЭС, с которого данный элемент может быть воспринят с достаточной видимостью, разборчиво и опознан по смысловому значению (функциональному назначению).

3.3 длительность послесвечения: Время, в течение которого яркость свечения фотолюминесцентных знаков безопасности, сигнальной разметки и материалов после отключения источников света снижается до 0,3 мкд/м2 (значение, превышающее порог чувствительности органа зрения в 100 раз).

3.4. дополнительный знак: Знак, поясняющий какой-то другой знак и имеющий главной целью обеспечение дополнительного разъяснения.

3.5. знак безопасности: Цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов, и (или) поясняющих надписей, предназначенное для предупреждения людей о непосредственной или возможной опасности, запрещения, предписания или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектов и средств, использование которых исключает или снижает воздействие опасных и (или) вредных факторов.
[ГОСТ Р 12.4.026 - 2001, статья 3.3].

3.6. морской (речной) объект: Морское или речное сооружение, способное плавать или перемещаться на воде и под водой.
[ГОСТ Р 22.0.09 — 95, статья 3.1.15].
Примечание — К морским (речным) объектам относят: морские и речные надводные корабли или суда, катера, подводные лодки и специальные аппараты, базирующиеся на воде летательные аппараты, морские буровые установки и специальные плавучие средства различного назначения.

3.7. направляющая линия (полоса): Элемент ФЭС в виде линии (полосы), обозначающей путь эвакуации.
Примечание — При распространении ФЭС на плавучие транспортные средства и морские (речные) объекты следует использовать термины и определения в соответствии с положениями документов ИMO1 и отраслевых стандартов, норм, правил по морскому и внутреннему водному судоходству. При распространении ФЭС на воздушные транспортные средства и летательные объекты следует использовать термины и определения в соответствии с положениями документов ИКАО2, ИАТА3 и отраслевых стандартов, норм, правил по воздушному судоходству.

3.10. нижнее расположение: Расположение элемента ФЭС на уровне пола или на малом расстоянии над уровнем пола для предупреждающих знаков и других элементов ФЭС.

3.11. ожидаемый срок службы: Промежуток времени, обозначенный изготовителем/поставщиком, в течение которого знак безопасности, как ожидается, сохранит свои классифицированные и описанные свойства.

3.12. площадка сбора: Безопасная площадка вне помещений, где планируется сбор людей.

3.13. потенциально опасный морской (речной) объект, опасный морской (речной)объект: Морской (речной) объект, на котором используют, производят или добывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на акватории.
[ГОСТ Р 22.0.09 — 95. статья 3.1.16]

3.14. потенциально опасный объект: Объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.
[ГОСТ Р 22.0.02 — 94. статья 2.1.14]

3.15. предупреждающий знак: Знак, который символизирует безопасность, выраженную сочетанием цвета и геометрического размера и который при добавлении графического символа дает конкретное указание на безопасность.

3.16. Путь эвакуации (эвакуационный путь): Путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.

3.17. сигнальная разметка: Цветографическое изображение с использованием сигнальных и контрастных цветов, нанесенное на поверхности, конструкции, стены, перила, оборудование, машины, механизмы (или их элементы), ленты, цепи, столбики, стойки, заградительные барьеры, щиты и т.п., в целях обозначения опасности, а также для указания и информации.
[ГОСТР 12.4.026 — 2001, раздел 3]

3.18. среднее расположение: Расположение элемента ФЭС на среднем уровне, между нижним расположением и верхним, особенно на уровне глаз, для предупреждающих знаков и других элементов ФЭС

3.19. тупик: Путь, который не заканчивается эвакуационным выходом и не ведет к эвакуационному выходу или месту размещения спасательных средств.

3.20. фотолюминесценция: Свойство материалов светиться после возбуждения благодаря накоплению энергии на промежуточном энергетическом уровне.

3.21. фотолюминесцентная эвакуационная система, ФЭС: Совокупность фотолюминесцентных элементов, обеспечивающая заметную и четкую информацию и достаточные визуальные указатели, предназначенная для обеспечения эвакуации людей в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе при аварийном отключении освещения, а также для обеспечения ликвидации чрезвычайной ситуации.

3.22. фотолюминесцентный материал: Материал, обладающий свойством фотолюминесценции, которая может проявляться как во время возбуждения, так и в течение некоторого времени после окончания возбуждения светом естественного или искусственного происхождения.

3.23. цвет послесвечения: Цвет фотолюминесцентных знаков безопасности, сигнальной разметки и материалов после отключения источников света.
[ГОСТ Р 12.4.026 — 2001, статья 3.13]

3.24. эвакуационный выход: выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону.

оглавление »  Раздел 4

Планы эвакуации при пожаре для предприятий и учреждений. Изготовление, доставка.